18.04.2025

О проблемах с экспортом зерна рассказали в KazGrain

Организация экспорта зерновых и масличных культур из Казахстана — сложный процесс, требующий четкой организации на всех этапах. Трейдеры сталкиваются с массой проблем, чтобы выстроить работающую логистическую цепочку от производителя до покупателя. Требуются усилия профессионалов высокого класса, чтобы решить эту задачу.

Председатель Национальной ассоциации экспортеров KazGrain Зейнолла Абдуманапов поделился своим мнением о том, почему трейдинг в настоящее время нельзя считать примитивным посредничеством.

 «Многие считают трейдеров спекулянтами, которые без особых усилий зарабатывает легкие деньги, присваивая маржу производителя. Некоторые вообще считают, что для того, чтобы продать зерно, особого ума не нужно: купил, и через минуту продал. На самом деле, никто не задумывается какая работа делается и какие риски несут трейдеры», — рассказал Зейнолла Абдуманапов.

Итак, какая работа проделывается трейдером для организации экспорта зерна из Казахстана?

На первом этапе изучаются потенциальные рынки сбыта, проводится поиск покупателя, изучается его запрос по качеству и цене поставляемого товара.

Здесь трейдер учитывает множество нюансов, начиная от того, каким характеристикам должен удовлетворять товар, чтобы его пропустили через границу и приняли на стороне покупателя, до условий оплаты. Причем, полной предоплаты чаще всего покупатели не проводят, ограничиваясь 10-30% предварительного платежа. Поэтому трейдер рискует собственными деньгами, закупая товар у крестьян в Казахстане и отгружая его за границу. Ведь в случае проблем с оплатой, крайним останется именно поставщик.

Поиск зерна, которое нужно потенциальному покупателю, тоже задача не из простых. В стране тысячи крестьян и сотни элеваторов, предложения которых нужно изучить самым тщательным образом, чтобы в итоге вновь не остаться крайним.

«В ходе закупа сталкиваешься с разными людьми. Кто-то хочет подсунуть испорченный товар, а кто-то вообще кинуть на деньги, продав товар, которого у него нет», — рассказал Зейнолла Абдуманапов.

Налаживание личных отношений с руководителями элеваторов — также важный элемент работы трейдера. В период массовых отгрузок очень много желающих загрузиться не в порядке очередности. Поэтому важно иметь прочные деловые отношения с партнерами, чтобы тебя раз за разом не сдвигали в конец ожидания. Иначе — срыв сроков поставки товара и штрафные санкции как со стороны покупателя, так и железнодорожников.

А самые большие проблемы возникают именно на последнем этапе — работа с железной дорогой. Проблемы общеизвестны — нехватка маневровых локомотивов на станциях (а это задержки поставки вагонов), бросание уже груженных составов в пути следования из-за заторов на магистральных путях и так далее. Каждая заминка бьет по карману именно трейдера, поскольку штрафные санкции накладывают на него, даже если вина в задержках лежит на ком-то другом.

Справится с таким грузом сложностей могут только профессиональные трейдеры. Опыт показал, что если организовать доставку груза на экспорт берутся сами зарубежные покупатели либо казахстанские фермеры, решившие сэкономить на услугах экспедиторов, они чаще всего теряют еще большие деньги.