«Как показывает мой тридцатилетний опыт наблюдений за продовольственным рынком, цены на мясо растут с середины марта до середины июня. Ежегодно! Дело в том, что к концу марта заканчиваются семейные заготовки мяса на зиму, в том числе согым. А кушать хочется каждый день, и не обязательно бешмарбак. Какие борщи и супы без мяса? Котлеты, рагу и прочее? А мяса к середине марта остаётся меньше», — поделился своими наблюдениями Толеутай Рахимбеков, эксперт аграрной отрасли, в своё время занимавший должность вице-министра сельского хозяйства Казахстана.
Как пояснил эксперт, в марте скот, только-только выходящий из зимы, ещё тощий и непригоден к убою. Ягнята в возрасте 1-3 месяцев ещё маленькие. В результате, срабатывает закон рынка: спрос остаётся высоким, а предложение уменьшается. Такой дисбаланс и приводит к росту цен.
«Я только обрадовался бы, если весь доход от роста цен на мясо пошёл бы в карманы сельчан. Сильно сомневаюсь в этом. Думаю, что богаче станут только посредники из числа серых дилеров», — пояснил Толеутай Рахимбеков.
Цены на говядину пойдут вниз
Однако уже в середине июня цены на мясо идут вниз.
«С начала мая появляются молочные продукты из свежего молока, свежие овощи, скотина за пару месяцев пастьбы начитает приходить в кондицию, и её можно уже забивать. Да и ягнята уже в 5-7 месячном возрасте.
И немаловажный фактор — летняя жара. С одной стороны, в жару не особенно тянет к мясу. С другой стороны, держать свежим мясо в жару тяжело, особенно на прилавках», — сказал Толеутай Рахимбеков.
Также эксперт указал как положительный фактор по сдерживанию роста цен на мясо запрет на экспорт живого скота, введённый в 2019 году.
«Если бы его не было, то сегодня мы бы завозили мясо из Узбекистана, и на рынках оно бы стоило не 3-3,5 тыс. тенге/кг, а 7-10 тыс. тенге/кг», — отметил Толеутай Рахимбеков.
Потенциал экспорта ягнятины 1 млн тонн
Эксперт считает, что у животноводства Казахстана огромный потенциал, но не по экспорту живого КРС, а по экспорту мяса, прежде всего ягнятины. Поголовье овец в стране он считает возможным довести до 100 млн голов, площади пастбищ позволяют это сделать. Нужно лишь провести из обводнение и привлечь молодёжь работать в этой отрасли.
А со сбытом проблем не будет.
«Например, Германия и Франция ежегодно импортируют около 200 тыс. тонн ягнятины, такой же объем импорта ягнятины осуществляется в страны арабского мира. Да и наши соседи из Узбекистана, Таджикистана могут завозить примерно такой же объем ягнятины. Китай нуждается в поставках конкурентоспособной ягнятины объёмом около 400 тыс. тонн. В общей сложности у Казахстана есть возможность поставлять на международные рынки около 1,0 — 1,2 млн тонн ягнятины в год», — поделился расчётами Толеутай Рахимбеков.